Карен Набалдян. Чудак рассуждает на интереснейшие темы. Вот, один экземпляр. Сказка о рыбаке и рыбке.
Обратите внимание:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
То есть, как минимум три десятка лет этот образ жизни обоих супругов вполне устраивал. И даже пресловутое разбитое корыто воспринимается только как мелкая бытовая неустроенность, которую было бы неплохо устранить.
А вот дальше начинается та самая безумная гонка. Изба, дворянство, царство... И характер в этой гонке портится...потому что звёздную болезнь порождает не слава, как таковая, а слава незаслуженная.
А потом в какой-то момент всё кончается. Рыбка не отправляет стариков в ад. Она просто отпускает стариков обратно в их среду обитания (это кстати вопрос, кто и кого выловил). Но привычная среда обитания после сияющего морока воспринимается, как ад.
А за что? Ну...наверное, брать что-либо, что тебе предлагают под страхом смерти - кратчайший путь испортить себе карму.
Оптимальная стратегия для старика - выкинуть говорящее существо в море и НЕ ХВАСТАТЬСЯ этим. Потому что хвастаться своим милосердием - уже моветон. И именно через через его хвастовство искушение проникает в дом стариков.
Миф отчётливо начинает отдавать историей искушения Адама и Евы. Ведь сюжет в сущности тот же - искушает холодный и чешуйчатый, действуя через женщину, мужчина ведёт себя, как идиот...а потом пара лишается рая неведения.
Обратите внимание ещё вот на что.
Для ремонта корыта совершенно необязательно было прибегать к сверхъестественному вмешательству. Старик вполне мог починить его своими силами. Либо сделать новое. Постройка избы - сложнее, но тоже вполне в пределах возможного.
Очень интересна именно история с корытом. Зная мерзкий характер бабки, можно предположить, что сообщить, что оно прохудилось - за ней не заржавело бы. И скорее всего разговор и о корыте, и об избе заходил неоднократно. Потому что это в молодости с милым рай в шалаше. Но в пятьдесять лет жить в землянке у самого синего моря становится несколько некомфортно.
И то, что за эти годы дедулька не удосужился ни починить корыто, ни построить приличный дом - говорит о нём очень много. Лень - ещё один смертный грех.
Обратите внимание - "Не посмел я взять с нее выкуп". Похоже, дедушке в детстве объяснили, что брать выкуп - не есть хорошо. И даже аморально. Но как только возникает выбор - поступить аморально или немного поработать - дедулька немедленно выбирает халяву.
Кстати, а какого чёрта рыбка вообще предлагала за своё спасение какой-либо выкуп? Существо, способное делать рыбаков царями и только колебаниями настроения устраивать штормы, при желании могло бы из деда отбивную сделать. Чисто силой мысли. Или прикопать в песок на манер Саида. А вместо того оно предлагает выкуп. Причём исполняет - именно сакраментальные три желания.
Похоже, что у сверхъестественной нечисти, существует собственный кодекс поведения. В котором спасение (из бутылки, из невода) требует некоторой оплаты. И самый дешёвый способ расплатиться - это исполнить три желания. Потому что всё, что придумает обычный человек - это вполне дёшево и исполнимо. Это у Стругацких загнанный в угол астрофизик мог затребовать объект галактического масштаба. У обычного человека предел мечтаний ограничивается эквивалентом зелёных бумажек - числом побольше, неприятностями у своих врагов и определёнными физиологическими изменениями в своём организме.
А что делать нечисти, если спаситель её отпускает просто так? Долг никуда не делся. Счётчик тикает. Некие, неизвестные неприятности назревают.
И приходится нечисти начинать шевелиться. Быстро и уже без дураков.
Приходит в голову армянская сказка про говорящую рыбу, где рыбак так и поступает. И вместо исполнения трёх вполне исполнимых и несложных желаний, приходится мелкой нечисти вступать в поединок с другой нечистью - намного более могущественной, против которой в трезвом уме она бы не попёрла. Прилагая не магические силы - которых явно недостаточно, а всю свою ловкость и находчивость.
А где источник?
Я вот нашел по автору два источника:
http://zhurnal.lib.ru/n/nalbandjan_karen_eduardowich/
http://irukan.livejournal.com/
Это он?