"в Кали Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению [Пралайи]. Когда… конец Кали Юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы [Калки Аватара]… сойдет на Землю… одаренный восемью сверх-человеческими способностями… " Блаватская
Интересно, что имела в виду Мадам Блаватская? Насколько видение Блаватской по этому вопросу отличается от представлений Гурджиева?
Блаватская
в данном случае процитировала некоторые из пророчеств Востока.
Чего конкретно касается вопрос - пророчеств или "сверхспособностей"?
Вероятно, сверхспособностей.
"Сверхспособности". Сиддхи, Маха-Сиддхи, йогические силы и т.п. Все оккультисты - Гурждиев, вероятно, тоже - подразумевали под этим левитацию, телепатию, ясновидение и т.п. Термины, давно уже вошедшие в бульварный оккультизм
Процитирую Ромена Роллана в тему:
"...
ФИЗИОЛОГИЯ ИНДИЙСКОЙ АСКЕЗЫ
Мистический опыт в Индии не является, как это (ошибочно ) кажется религиозной Европе, индивидуальным счастьем (или несчастьем, по словам «неверующих»). Пути единения с богом были терпеливо, тщательно выявлены, пройдены, отмечены в течение веков на карте сознания. Чтобы достичь цели, каждому остается лишь следовать по дорожной карте. Она заключает в себе тончайшее познание – хотя и высказанное в странных терминах – человеческого организма.
Поль Массой Урсель посвятил этим индийским доктринам мистической физиологии серьезно обоснованную статью в «Журнале психологии» за 1922 год.
Наиболее интеллектуальные йогины пользуются пневматической физиологией, «неослабной респираторной гимнастикой». Тантристская литература, с которой Европа лучше ознакомилась после опубликования работ сэра Джона Вудрофа (А.Авалона), говорит о постепенном отрешении от тела при употреблении своих сил и о «бегстве» к богу при прохождении шести этапов, шести шакр (кругов), или нервных центров, расположенных в лежащих один над другим пунктах в верхнем отделе спинного мозга:
Адхара – на границе поясничных позвонков, близ крестцового сплетения, под генитальными органами;
Свадхистхана – на уровне этих органов и сразу над ними;
Манипура – на уровне пупка;
Анахата – на уровне сердца;
Вишуддха – у голосовых связок;
Айна (глаз Шивы) – между бровями. (Это физиологическое описание находится уже в Ханса Упанишаде.)
Наверху, наконец, дверь господа, расщелина Брахмана, открывающаяся у седьмого и последнего этапа – Сахасрара, «лотоса из тысячи лепестков», в мозговых полушариях.
Совершающийся подъем с одной ступени на другую – дело психической силы, которая под названием Кундалини дремлет внизу, свернувшись треугольником вокруг себя, как змей. Змей пробуждается, растягивается, поднимается и через узкий канал проскальзывает наверх.
Вся эта физиология мистического восхождения точно описана на основе их личного опыта, подтверждающего коллективный опыт индийских тысячелетий, в беседах Рамакришны и в трудах, написанных Вивеканандой (в особенности в его Раджа йоге, где индуистский учитель, близко знакомый с западной наукой, старается показать соответствие между индийской и европейской терминологией).
По Вивекананде, сохраняющему античную интерпретацию пневматичности мира, жизненный флюид – это Прана. Отсюда исходит тремя ступенями мысль: а) сознательная, б) подсознательная и в) надсознательная – вне разума. Раджа йога – это наука о контроле жизненной силы (Пране) для управления ее восхождением. Человек в состоянии медитации концентрирует Прану. Но всякое нарушение равновесия Праны причиняет нам страдания.
Итак, выявляется необходимость обучения дыханию; и гуру (учитель) здесь главенствует. Советы о контроле и об упражнениях, даваемые Вивеканандой были бы превосходны во всех случаях жизни.
Держать очень прямо голову, шею и грудь, не сидеть косо, избегать положения, могущего быть неудобным для спинного мозга. Научиться ритмично размеренно дышать каждой ноздрей попеременно, сосредоточивая мысль на нервном токе, на центре. До. бавлять несколько слов к ритму дыхания, чтобы лучще его скандировать, отмечать его и управлять им. Пусть все тело станет ритмичным. Так научаешься настоящему господству над собой и настоящему отдыху покою для лица и голоса.
Благодаря ритмическому дыханию все мало помалу координируется в организме. Все молекулы тела принимают одно и то же направление. Тело в целом становится страшным огнивом воли, превратившейся в нервный ток (Вивекананда сравнивает эту силу с электрическим током). Кундалини Шакти (сущность духовной силы) – сама Мать в глазах Вивекананды свернувшаяся клубком в глубине каждого существа, пробуждается от правильных дыхательных движений сушума (дверь, обычно закрытая) раскрывается, и великий змей производит свое восхождение.
Нужно отметить, что во время такой концентрации духа индуистский учитель особенно рекомендует подавлять в себе всякое возбуждение: он считает, что прибегать к нему опасно и что оно никогда не дает длительного результата; падающая сила совращается и уклоняется с пути в эротических вспышках. Вивекананда всегда, со строгой заботливостью, старается предупредить опасность спустить с цепи неосторожными упражнениями демонов чувственности; он запрещает некоторые киртаны (танцы и песни), пробуждающие жизненную силу ценой вспышки нездоровой чувственности.
И вот открыты шлюзы большого течения, накопляющегося в каждом человеке, но мало людей знают, как управлять затвором. Поток силы начинает подниматься…
Первый центр у основания спинного хребта – у крестца – является главным. Он – основа производительной субстанции и чувственных сил: йогины символизируют его в виде треугольника, в котором заключен свернутый змей. Следует претворить чувственные силы в мозговые силы, или «оджа». Всякая хорошая мысль, всякая молитва способствует этому.
Только у человеческих существ может свершиться скопление «оджа». Тот, у кого вся животная сила превратится в «оджа», будет богом. Ни один мужчина, ни одна женщина не могут быть действительно духовными, прежде чем сексуальная сила, являющаяся наивысшим могуществом, коим обладает человек, будет претворена в «оджа», ибо ни одна сила не может быть создана, она может быть только превращена и направлена. Так, чистота есть основа каждой глубокой морали, как и каждой настоящей религии. Раджа йога считает условием sine qua поп абсолютное целомудрие в действии, слове и мысли. Этот закон применяется ко всем, к людям женатым и холостым, и еще с большим основанием к людям духовным. Если растрачиваешь самые могущественные силы своего существа, нельзя стать духовным. Это почти текстуально (я уже это говорил) слова Бетховена, отвергавшего предложения той, кем он хотел обладать.
«Если бы я хотел так пожертвовать своей жизненной силой, то что бы осталось для возвышенного, для лучшего».
История каждого великого провидца всех времен является подтверждением этого инстинкта и этого урока.
По описаниям Рамакришны, до восхождения Кундалини в четвертый круг (сердце), где начинает проявляться божественное сияние, человек, сосредоточиваясь, может говорить. Когда восходящая энергия достигает горла, он не может больше ни говорить, ни слышать ни о чем, кроме бога. Затем наступает безмолвие. На уровне ресниц является в самадхи (экстазе) видение высшей души – Параматман; только один туго натянутый покров отделяет человека от Абсолютного Существа; кажется, что растворяешься в нем, но это не так; можно еще спуститься на четвертую ступень, не ниже. Нужен вообще двадцать один день, чтобы отсюда достичь седьмой плоскости, где слышен «он», совершенный звук, обнимающий громадную симфонию Вселенной. Все кончено. Это – Нирвикальпа самадхи, откуда вывести может только чудо.
Само собой разумеется, что этот страшный подъем, вызывающий прилив крови, должен иметь фатальный исход, если он доведен до конца, – и на какой ступени ни остановиться, его действие никогда не лишено опасности. Рамакришна говорит о мурашках, бегающих с самого начала по телу, с головы до ног. Он видит огненных мошек, светящиеся туманы, расплавленный металл. Грудь краснеет и сохраняет кирпич но красно золотистый оттенок. Все тело горит. Во время своих страстных экстазов в честь Кришны у Рамакришны выступают на коже мельчайшие капельки крови. В течение другого периода, после тантристских обрядов, цвет его кожи изменяется, становится золотистым; золотой амулет на груди больше не выделяется. От тела исходит какое то сияние. При выходе из этих состояний экстаза глаза его красны, «как от укусов муравьев»; однажды вечером из его раздраженного нёба потекла черная кровь, которая свертывалась; садху, увидевший это, сказал ему, что это кровотечение спасло его от кровоизлияния в мозг. У Вивекананды после углубленной медитации также появляются скопления крови в глазу. Многие экстатики умирают в таком экстазе от мозговых кровоизлияний. И весьма вероятно, что рак горла, от которого умер Рамакришна, вызван был постоянным раздражением слизистой оболочки во время таких экстазов.
Поэтому и Рамакришна, и Вивекананда, прекрасно понимавшие все эти опасности, остерегаются подвергать им своих учеников. Рамакришна начинает всегда с исследования крепости их телосложения, в особенности груди и слизистой оболочки рта и горла. Если результат неудовлетворителен, учитель такие упражнения настрого запрещает и постоянно их контролирует и сдерживает. Он никому не разрешает попытки наивысшего подъема. Один Вивекананда получает этот исключительный дар после годов мольбы, накануне смерти учителя, передавшего ему все свои возможности. И никто не высказывается более резко против бесконтрольного употребления экстаза, чем Вивекананда. Никто так резко не предостерегает молодых учеников от приема этих средств, которые могут повлечь за собой умственное расстройство или даже моральное разложение. В общем, оба учителя не советуют применять физиологические упражнения, очень длинные и рискованные; нельзя терять время на такую йогистскую акробатику. Жизнь коротка, к цели можно прийти более простым путем, естественными чувствами. Мы слышали, что заявлял Рамакришна: «Эти обряды не для нашего времени… Они не имеют другой цели, как сосредоточение духа, а этого легко достигнуть благочестивыми размышлениями».
Также и у христианских учителей чистая молитва и мистика – по словам Франциска Сальского – одно и то же.
И мужественный Вивекананда говорил юному бенгальцу, изнуренному поисками духовного сосредоточения:
– Дитя мое! Если вы верите мне, откройте прежде всего дверь вашей комнаты и посмотрите вокруг себя, вместо того чтобы закрывать глаза… Если хотите покоя души, служите другим. Вот мое слово.
Или более энергично:
– Если хотите обрести бога, служите человеку.
..."
(Ромен Роллан, "Жизнь Рамакришны")
То же самое представление было и у Блаватской. Как у всех подлинных мистиков и оккультистов.
Оккультисты бульварные - вроде Гурджиева, Кроули и т.п. - стремятся к сиддхам, оккультисты настоящие - к самореализации в Боге. Сиддхи, обретаемые в этом процессе, являются всего лишь побочными следствиями. Стоит адепту прельститься ими, как его духовный путь на этом закончен и он становится не владыкой оккультных сил, а их рабом.
В этом пропасть, отделяющая оккультизм подлинный от бульварного.
Остается добавить, что Рамакришна, допустив Вивекананду до Экстаза, сократил его жизненный путь, это не дало Вивекананде реализовать свою Миссию, стать Выразителем Индии для Западной цивилизации. Ошибки бывают даже у таких великих Духов, Аватаров.
Следствием полного Самадхи у Рамакришны был рак горла, у Вивекананды болезнь, похожая на диабет.
Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/
http://control.shumak.ru/
к самореализации в Боге
"Оккультисты бульварные - вроде Гурджиева, Кроули и т.п. - стремятся к сиддхам, оккультисты настоящие - к самореализации в Боге."
таак получается при равитии тех 8 способностей и возникает самореализация в Боге?
Интересно, Сергей лично ваше мнение, какие сверхспособности вы бы поставили в нумерологическом порядке- телепатия, ясновидение,левитация, интуиция что-то еще? Я не перечисляю- любовь,добро, так как это причина, а не следствие...
И надеюсь, что кто-то подскажет что имела в виду Мадам Блаватская?
По моему наоборот
- при самореализации в боге возникают эти способности, у разных человеческих центров разные способности. Горло - понимание всех языков и животных, легкие - левитация, по моему так, точно не помню. Но это не от Блаватской а от Рамакшины.
Поправлю еще раз
"...таак получается при равитии тех 8 способностей и возникает самореализация в Боге?..."
При развитии тех способностей никакой самореализации в Боге не получится.
При самореализации они раскрываются САМОПРОИЗВОЛЬНО. Вероятно, Вы неудачно выразились. Потому что пишете: "не перечисляю- любовь,добро, так как это причина, а не следствие".
Вы сюда включили интуицию. Предположу, что интуиция в ряд этих "сверхспособностей" не входит.
Интуиция - это голос духа, умение прислушиваться и слышать голос своего Духа. По сравнению со всему другими "сиддхами" интуиция будет важнейшей. К чему корабль, когда нет компаса? К чему меч, когда нет глаз?
Перечислению "сверхспособностей" не придал такого значения. Это надо долго вспоминать, что там еще мелькает в писаниях у йогов.
Ясновидение. Левитация. Телепатия. Психометрия (умение заглянуть во внутренне устройство вещей, в микромир или в их прошлое). Умение понимать и говорить на любых языках (раскрыт центр гортани). Телепортация (скорее всего это не перенос физического тела в любое место пространства, а работа в уплотненном астральном теле, имеющем полное сходство с физическим). На телепортацию похожа еще делимость духа, присутствие одновременно в разных местах в уплотненном "астрале".
Может, кто еще что вспомнит и добавит.
Как-то выстраивать эти способности по степени важности я затрудняюсь.
Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/
http://control.shumak.ru/