Еще в XIX веке этнографы обратили внимание на повсеместное распространение историй о «змеях», которые бытуют у всех славянских народов. Особенно популярны они в Восточной Европе и на Балканах, где в XVIII веке разразилась эпидемия вампиризма. Известны «огненные змеи» коренным народам Северного Кавказа, Малой и Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири. Современная литература по фольклору делает упор на другом, более красочном и выигрышном аспекте «огненных змеев» — способности вступать в половую связь с опечаленными утратой близкого человека людьми, или, точнее, внушать им идеальную иллюзию близости с недавно умершим или «писаным красавцем». Однако там нет-нет, да и мелькнут тревожные нотки — любовницы «змеев» начинают чахнуть и тихо сходят в могилку вслед за умершим родственником.
Устойчивым компонентом историй про «змеев» ил и любвеобильных покойников «является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника, — сообщает этнограф Л. Н. Виноградова, заметившая связь между вампиризмом и „змеями". — В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ... соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром — умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. В некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает...»
«У южных славян мотив половой связи с демоническим существом обычно также соотносится с вампиром, а кроме него с персонажами типа змея, — подтверждает это наблюдение этнограф Е. Е. Левкиевская. — Змей летает в виде огненного шара, веника, снопа и рассыпается искрами над домом, где живет его жертва... Любовь вампира, змея и самодивы (женский вариант „змея". — Авт.) в балканских сказаниях имеет для человека одни и те же последствия... Любовь" мифологического существа к человеку однозначно прочитывается как результат вампиризма... Характерно, что в некоторых быличках подчеркивается, что мифологический любовник не вступает со своей жертвой в собственно сексуальные отношения, а просто ложится рядом с ней и сосет из грудей молоко или кровь — мотив, характерный для вампира».
Снова и снова в фольклорных записях встречаются слова: «Она сохла, сохла, да и умерла». Или рассказы о том, что «змей» «станет как человек и каждую ночь ложится с ней. И становилась она худая, страшная, пожелтела. Ходил, ходил, да и задушил ее».
«Многие женщины, особенно в местах, живущих отхожим промыслом, передают священникам на исповеди, что их отсутствующие, а часто и умершие мужья являются к ним въяве и спят с ними, то есть вступают в половое сношение, — записал этнограф С. В. Максимов в конце XIX века. — Сплошь и рядом не только вдовы, но и замужние женщины, войдя в доверие с любознательными школьными учительницами, рассказывают им о своих похождениях подобного рода со всеми подробностями...
Бросается в глаза удивительное однообразие частностей этого явления и его печальных, нередко трагических, последствий». Любопытно, что если жена видит призрак «в натуральную величину» и признает в нем своего мужа или ребенка, то посторонние люди, как правило, не видят вообще ничего или видят «нечто», напоминающее туман или «зыбкий черный столб». Однако в виде летящего «огненного змея» явление могли наблюдать все.
Этнограф Г. И. Попов в 1926 году записал некоторые свидетельства о явлении «змея» в Вятском крае.
У молодой матери умер грудной ребенок. Мать очень горевала, дни и ночи напролет думала только о нем. Спустя какое-то время к ней прилетел «огненный змей», рассыпался и превратился в ребенка. Услыхала мать детский плач. Вышла в сени, а там младенец лежит. Она дала ему грудь. Попив материнского молока, он успокоился, а ближе к рассвету исчез. На следующую ночь все повторилось, и так продолжалось еще несколько дней. В конце концов, муж заметил что-то неладное. Он проследил за женой и понял, в чем дело. В итоге «змей» замучил женщину до смерти — в скором времени она скоропостижно умерла. У другой женщины мужа отдали в солдаты. Она сильно тосковала по нему. Однажды ночью он явился к ней. Жена очень обрадовалась, накрыла стол, выставила водку и закуску. Когда муж крепко выпил и поужинал, она стала расспрашивать его, как и откуда он пришел. Муж ответил, что он бежал со службы и не велел никому сказывать, что приходил этой ночью к ней. К утру, когда муж уже ушел, солдатка с удивлением увидела, что все, чем она его угощала, осталось нетронутым, хотя она своими глазами видела, как он ел и пил. Посещения эти продолжались примерно неделю; наконец, женщина стала сомневаться, что ее посещает именно муж, а не кто-либо другой. Она посоветовалась с некоей набожной старушкой. Та дала ей «частицы святых мощей» и велела окропить дом святой водой. На следующую ночь женщина слышит стук и знакомый голос за окном: «Пусти, это я пришел». Солдатка отвечает: «Входи!» Стук продолжается, но никто не входит. Наконец раздался раздраженный голос мужа: «Зачем ты сказала старой чертовке, что я хожу к тебе?» Сразу же вслед за этим над ее кроватью завис «огненный клуб». Спустя еще несколько дней все ночные явления навсегда прекратились.
Позднее стало известно, что ее муж скончался от тифа вскоре после призыва на воинскую службу и во время ночных посещений был уже мертв.
Следующий рассказ о вятских «огненных змеях» записан Г. Поповым в деревне Муша в 1926 году:
«В нашей деревне было. Ходил „огненный" к солдатке, а мужика-то забрали в солдаты в германскую кампанию. Она затужила, стала плакаться об нем. Стали вдруг соседи-то замечать, что она де разговаривает по ночам незнамо с кем. Спрашивают: „Што, к тебе Коля ходит?" А она молчит, так как он не велел ей ничего говорить. Слыхали ночью-то, как она хохочет. То было с ней целых три года. Потом-то стала она немного рассказывать про Колю-то. Что он ходит ночью. Что обнимать себя разрешает не больно-то, спины у него совсем нет, есть только грудь, а там идет яма. После он ее удавил. Позвали знахарку, та и говорит, что „огненный" ее удавил, почто не позвали ее раньше-то. Она-де, может, и выправила бы ее, хоть и оченно трудно, дак хоть попробовала бы в бане-то выправить». Похожие записи есть и в уфологических архивах. Они не очень отличаются от историй про «контакты третьего рода», но, в отличие от них, упорно замалчиваются, так как не вписываются в узкие «тарелочные» рамки.
«В то далекое время мне было лет 8-9, — рассказала Анастасия Григорьева. — Я жила в небольшом в то время поселке Верхняя Тура Свердловской области. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел зимой 1923-1925 годов. Рядом с нами жила соседка Нюра. Недавно у нее умер муж, и она осталась одна с пятью ребятишками. Как-то ночью совершенно случайно я оказалась на улице и вдруг увидела, что к дому Нюры летит огненная головешка, цвета яркого пламени, длиною 500-700 миллиметров. Головешка слегка извивалась и рассыпала вокруг себя множество огненных искр. Потом она влетела в печную трубу дома Нюры.
Скоро о моем наблюдении узнала другая наша соседка, старушка. К сожалению, не помню ее имени и фамилии. Она однажды спросила у Нюры: "Не ходит ли к тебе умерший муж?" Нюра в то время сильно похудела, высохла. Она ответила: "Он не велел говорить, что ходит", и все рассказала. Тогда старушка посоветовала Нюре: "Когда он придет, посмотри на его ноги. Растопи печь, отрежь брюки по опушку, которые он раньше носил, и с силой брось в печку".
Нюра потом рассказывала, что ее умерший муж приходил в 12 часов ночи и уходил в час ночи. Подшивал детям валенки, приносил конфеты, колол во дворе дрова. После его ухода конфеты на столе превращались в конский помет, валенки же оставались подшитыми, дрова — расколотыми.
После совета старушки Нюра решилась посмотреть на ноги "мужа". До этого она не обращала на них внимания.
Как-то ночью они сидели за столом. Как бы случайно Нюра уронила ложку, нагнулась к полу и посмотрела на его ноги. Вместо ног были лошадиные копыта. Она упала в обморок. Когда очнулась, его уже не было.
На следующую ночь, перед приходом умершего мужа, она растопила печь, обрезала его брюки по опушку и с силой бросила в огонь. Углы дома сильно затряслись. Откуда-то сверху она услышала его голос: "А-а-а! Сука, догадалась!" После этого "муж" больше не приходил...»
Таких историй в фольклорных сборниках — десятки. Тем не менее даже этнографы заметили, что «явление змея в быличках очень напоминает явление инопланетян в рассказах об НЛОнавтах». Мы к этому можем добавить, что вампир в фольклорных записях появляется точно так же.
Источник: из книги М. Б. Герштейна "Что скрывают уфологи?"
Довольно интересная книга, где видно прямую связь "НЛО" с другими явлениями, их взаимосвязь, много общего в фольклоре, демонологии и уфологии.
Особенно интересно про конфеты, которые наутро стали пометом. Мне сразу вспомнился рассказ мамы, которая услышала подобную историю от своей мамы, моей бабушки. Она много знала таких историй, когда в дом к вдовам залетал такой "змей", псевдо-муж. К бабушки так ходил её умерший "отец", приносил ночью конфеты, бабушка клала их под подушка, заглядывала наутро, а там лежал навоз. Как-то вцепилось мне это в память с детства и читая эту книгу сразу же вспомнил.
Эта книга прекрасно дополняет "Невидимую битву". Там ещё много подобных историй.
Отличная аннотация:
НЛО, полтергейст, вампиризм, исчезновение людей - только вершина айсберга тайн, уходящего основанием в неведомые бездны. Эта книга поможет вам заглянуть за черту, которую стараются не переступать даже опытные уфологи.
Скачать книгу
.
Что то подобное я встречал в книжке "сказки народов Памира". Толстенная такая книга. В детстве читал, вот сейчас вспомнить точно не могу. И про возвращение покойников, и прочее. Фольклор как известно аккумулирует в себе такие истории, из множества случаев создавая костяк. И сказки превращаются в инструкции к действию в таких ситуациях, особенно где письменность не развита.
Кладезь знаний
Извините, сразу не увидел Ваше сообщение.
Такая книга "Сказки народов Памира"?
Согласен с Вами, в мифологии и фольклоре народов мира заложен целый пласт знаний, опыта каждого народа в частности и всех народов в целом (сравнительная мифология).
Меня больше всего удивило, что разные народы, в разных точках земного шара, но при этом имеют описания одних и тех же явлений. Разница только в названиях из-за языка. Раньше думал, что фольклор - это такая устная выдумка, художественное творчество, как говорили в школе.
Да, это
Да, это она.
Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китфйцев. 1892 стр. 76
Не распространяясь о причинах, побуждавших народ китайский признать бесмертие души, считаем не лишним заметить, что в ряду таковых было и посильное объяснение феномена, называемого огнём (показывающимся над могилами или чаще на тех аренах, которыя служили местами битв и местами погребения павших воинов). Этот последний может обозначатся в китайском языке комбинациею слов гуй "душа усобшего", и хо "огонь", - блуждающий огонь есть душа усобшего, проявляющая своё бытие видимым образом в форме выходящаго из земли огня.
Да
Эта книга тоже есть в Сети на дореформенном русском языке.
Про этих "змеев" много упоминаний в мифологии народов. Было такое явление в древности, есть и сейчас.
Любопытно, что по сведениям уфологов (тот же Герштейн) это явление очень часто видели до 60-х годов 20 века. А потом оно стало редким. За последние годы о нем очень редко сообщается, хотя, сейчас у многих телефоны, камеры, компьютеры, Интернет, население Земли больше и т.д. В книге "Что скрывают уфологи?" есть даже несколько иллюстраций этого "змея".
Вот фото:
http://s015.radikal.ru/i330/1202/3f/103ade6ffba7.jpg
Змееподобные объекты, сфотографированные В. Гольцем 24.07.1985 в 23.30 на базе отдыха "Сигнал" (44 км от Туапсе, побережье Черного моря). Съемка велась со штатива; видно как "хвосты" объектов проходят за деревьями
И вот:
http://s018.radikal.ru/i514/1202/2f/3e34387d38fc.jpg
Змееподобный объект, сфотографированный на Памире, в районе р. Сиама, автоматически при длительном экспонировании. Из архива В. Гольца
Вот в теме про вампиров приводится фрагмент из книги Блаватской:
http://vijuweb.info/node/626
"...Индусы верят в существование вампиров так же твердо, как сербы и венгры. Кроме того, их доктрина та же, что у Пиерарта, знаменитого французского спиритиста и месмеризатора, чья школа процветала несколько десятков лет тому назад.
«Тот факт, что призраки возвращаются, чтобы сосать человеческую кровь», – говорит этот доктор, – «не так уж необъясним, как кажется, и здесь мы обратимся к спиритуалистам, которые признают двутелесность или раздвоение души. Руки, которые мы пожимали... эти материализованные конечности, такие осязаемые... ясно доказывают, как много доступно астральному призраку при благоприятных условиях».
Уважаемый врач выражает теорию каббалистов. Шадим – самый низкий класс духовных сущностей. Маймонид, который говорит нам, что его соотечественники обязаны поддерживать близкие сношения со своими умершими, описывает пиры крови, каковые устраиваются в этих случаях. Они вырывают яму, в которую наливается свежая кровь, а над ямой помещают стол; после «духи» приходят и отвечают на все вопросы [316, 11, 12].
Пиерарт, доктрина которого была обоснована на доктрине теургов, проявляет большое возмущение по поводу суеверия духовенства, которое каждый раз, когда труп подозревается в вампиризме, требует, чтобы в его сердце загоняли кол. До тех пор, пока астральное тело не совсем освободилось от физического тела, существует возможность, что оно силою магнетического притяжения может быть вынуждено снова возвратиться в тело. Иногда астральное тело может быть вышедшим только наполовину, когда физическое тело по внешности совсем мертвое и его уже хоронят. В таких случаях, пришедшее в ужас астральное тело насильно снова возвращается в свою физическую оболочку и тогда происходит одно из двух – или несчастная жертва будет корчиться в смертельных муках от удушения, или же, если она была глубокоматериальна, она становится вампиром. Начинается двутелесная жизнь; и эти несчастные похороненные каталептики поддерживают свои жалкие жизни тем, что их астральные тела грабят жизне кровь у живых людей. Эфирная форма может ходить, куда ей угодно; и до тех пор, пока она не оборвет нити, связывающей ее с телом, она свободна блуждать, скитаться вокруг, или видимой или невидимой, и питаться от человеческих жертв..."
Ну и так далее.
Нечистый
"...
— Не отпустила ты его, Анна. Бродит он душою неприкаянный, и нечистый, надев его платье и приняв облик его, к тебе входит, творя дела безобразные..."
http://vijuweb.info/node/727#comment-4106
Хорошо, что Герштейн уфолог не зашоренный.
Еще эта тема раскрывает одно из значений высказывания Элифаса Леви "Мужчина-монах отдает женщину во власть демонов".
Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/
Нечистый
Тоже интересная история. Я думаю, что если бы их в свое время по России пособирать, то много можно было бы узнать. А сейчас уже старых бабушек все меньше и меньше. Все эти истории умирают вместе с ними. А ведь в них и мудрость вековая.
Герштейн, как он сам писал, придерживается все-таки инопланетной (внеземной) гипотезы.
Но! Уже хорошо, что такие уфологи пишут такие книги, где не только про классические "тарелочки".
Там в книге много интересных и малоизвестных случаев.
Про нечистого мне интересен такой момент: женщина заглянула под стол и увидела лошадиные ноги, копыта, прям как классический черт.
Это ведь один из уровней прикрытия, как я понял? Своего рода "троянский конь". Ведь истинный вид этих существ "энергетический", шар или шар с хвостом, который залетает в трубу. Везде описания одинаковые.
Там, кстати, описан случай, когда из такого шарика образовывался силуэт человека. И вообще эти существа могут принимать любой вид, хоть "тарелку". Собственно в книге все это показано и связь с уфологией прям невооруженным глазом. Удивительно, что даже после таких случаев уфологи верят ещё в инопланетян с других планет. :)
Ещё вот такой случай:
Исследователи давно подметили множество странных и загадочных связей между НЛО и полтергейстами. Слишком часто, чтобы это можно было принять за простое совпадение, дома очевидцев НЛО подвергались нападениям «шумного духа», а волны наблюдений «летающих тарелок» удивительным образом совпадают с годами активности полтергейстов. Иногда связь между двумя феноменами можно увидеть невооруженным глазом, как это было во время странных событий в маленькой квартирке на окраине Волхова — городка в Ленинградской области.
В 1952 году будущий хозяин беспокойной квартиры Иван Сергеевич кочевал по Украине с цыганским табором. Однажды ночью, откуда ни возьмись, поднялся странный ветер. Испуганные лошади разбежались в разные стороны, их хозяева — вслед за лошадьми. Иван тогда был маленьким и остался у костра вместе с одной старушкой.
Вдруг на лесной поляне вспыхнул свет. Яркий, матовый, напоминающий нынешние лампы дневного света. Он не разливался в разные стороны, а был каким-то компактным, возвышаясь над землей, словно купол. Прямо из света к костру вышли три странных существа — похожие на людей, но с огромными шарообразными головами без всяких черт. Может, они носили какие-то шлемы с односторонней прозрачностью, вроде тонированных стекол автомобилей?
Тела существ обтягивала плотная, облегающая одежда. Один из них был самым высоким — около двух метров, второй — пониже, третий — еще ниже, где-то метр семьдесят. «Гуманоиды» подошли к костру и… присели, о чем-то переговариваясь странными шипящими звуками. Старуха вытащила из подушки горсть пуха и бросила в костер. Он громко затрещал. Одно из существ попыталось обойти костер и подойти поближе, но новая порция пуха в костре почему-то отпугнула его. Пришелец снова подойти уже не пытался.
В течение пятнадцати минут люди и пришельцы наблюдали друг друга через пылающий костер. Наконец, эти существа пошли назад и скрылись в свете. Снова поднялся сильный ветер, на сей раз явно исходящий «из света», и с поляны вверх взлетел сияющий шар — «большой, как луна».
Старушка рассказала Ивану Сергеевичу, что жечь пух в огне — хороший метод защиты от таких «людей». Цыгане, дескать, часто с ними сталкиваются и научились отпугивать.
Как то, мне довелось наткнуться на такие строчки:
«Как утверждают цыганские предания, больше всего покойники боятся пуха и перьев. Если к табору подойдет оживающий мертвец, говорят, что надо быстро разжечь костер и бросать в негр пух и перья. Это верное средство от нечистой силы: начнет перо гореть — покойник тут же убежит бегом прочь».
Продолжение полузабытой истории последовало 27 сентября 1991 года. В три часа ночи проснулся сын Ивана Сергеевича. Мальчик жаловался, что его кто- то «хватает». И вдруг за окном раздался глухой шум, сверкнула вспышка. Нет, это была не гроза. Внезапно защелки на окнах сами начали открываться, отдернувшись с резким щелчком…
Защелки были далеко не простые: все-таки первый этаж, мало ли кто захочет залезть. Чтобы открыть их, надо сдвинуть рычажок влево, потом вверх и вправо. Однако неведомая сила проделала это в одно мгновение с несколькими защелками!
Окно распахнулось, и резкий порыв «ветра» поднял занавеску. Она взлетела вверх да так и прилипла к потолку. Внутрь ворвался небольшой «сгусток огня» (точнее, света, поскольку ничего не загорелось). Он начал метаться по комнате, очерчивая ее контур по нисходящей спирали. Занавеска упала вниз. Проигрыватель сам включился и начал работать, озвучивая эту фантасмагорию.
Иван Сергеевич стоял в дверном проеме. Ослепленный светом, он не мог пошевелиться. А когда захотел сойти с места, то понял, что ноги его словно приклеило к полу. Сам он мог двигаться, но сойти с места — ни в какую. Мальчик в ужасе держался за его пояс, не в силах отцепиться. Позже он рассказал, что хотел разжать руки и убежать, но неведомая сила ему помешала.
Наконец Иван Сергеевич немного пришел в себя и закричал : «Что это такое?!» «Огонь» сразу отреагировал и вылетел обратно — словно кинопленку прокрутили в обратном направлении. Занавеска поднялась к потолку, «свет» вылетел наружу, окно с треском захлопнулось и закрылось на все защелки, после чего занавеска опять вернулась на место. В комнате остался удушливый запах, наподобие раскаленного железа.
Иван с сыном выскочили на улицу. В небе что-то светилось. Это был огромный шар, сияющий на западной стороне небосклона. И — непонятный ветер. Он дул с такой силой, что им пришлось пригнуться и поустойчивее встать, чтобы не упасть. Шар и «ветер» были точно такими же, как в далеком 1952 году!
Когда НЛО улетел, ветер сразу же стих.
Перепуганный хозяин сразу уехал на две недели. По возвращении он обнаружил явные следы происшедшего. Часы остановились в тот миг, когда «огонь» метался по комнате. В полу разошлись доски. И, что более неприятно, даже через полгода дозиметр здесь показывал 40 миллизивертов — в три раза больше нормы. Какой же радиационный фон был в момент происшествия?
Самое неприятное заключалось в том, что аномальные явления в квартире не закончились. В зоне, очерченной полетом «огня» (только там!), разыгрался полтергейст. Людей сбрасывало с дивана, по ночам раздавались странные шаги, стоны, крики.
К Ивану Сергеевичу часто приезжали родственники. Он ничего не говорил про полтергейст, не желая зря пугать, но после ночи в большой комнате все жаловались на «аномальщину». Одна женщина, проснувшись от чьих-то прикосновений, увидела рядом с диваном странное существо — ростом не более метра. Пятилетняя девочка заявила, что ночью ее кто-то гладил по голове.
Короче, эту комнату пришлось сделать нежилой, а самому хозяину с сыном — жить во второй, маленькой, комнатке, в ужасной тесноте, на одной кровати. Все попытки поменять квартиру ни к чему не привели: кому охота жить с «нечистой силой»! А тем временем здоровье Ивана Сергеевича стало катастрофически ухудшаться. Сразу после встречи с «огнем» он начал плохо себя чувствовать, болеть, страдать от слабости и головных болей. Врачи без всяких разговоров дали ему вторую группу инвалидности.
Когда я расследовал инцидент, полтергейст продолжался вот уже три года. Увы, мне не довелось остаться на ночь в зловещей комнате и испытать на себе ее воздействие. Днем можно было ощутить только один эффект: входя в зону действия полтергейста, чувствуешь, как воздух заметно холодеет. Причем ощущение холода «накатывает» внезапно, будто прорываешь пленку и попадаешь в совершенно другую атмосферу.
В очередной раз вернувшись в Волхов, я увидел, что «проклятая квартира» закрыта на висячий замок. Соседи сказали, что Иван Сергеевич, не выдержав атак «чертовщины», забрал сына и отправился кочевать со своими родичами…
Этот случай объединяет черты сразу трех аномальных явлений — полтергейста, НЛО и «огненных шаров».