Сергий Радонежский и ложь непротивления

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

"...
В 1377 году татары неожиданным набегом разграбили Нижний, и в 1378 году была выслана новая рать под водительством мурзы Бегича, но Дмитрий обходом и стремительным натиском нанес первое поражение татарам на реке Воже. Событие это сильно подняло дух народа русского.

С этого времени Мамай решил похоронить всякую память о России под развалинами и пеплом. Он собрал всю Волжскую Орду, сговорился с литовским князем Ягелло и русским князем Олегом Рязанским и летом в 1380 году поставил свою ставку при устье реки Воронежа. Время для Руси настало грозное. Митрополит Алексий уже умер, нового митрополита еще не было, ибо в церкви происходили смуты соискательства. И тут выступил во всей силе своего обаяния Преподобный Сергий. Кто же другой мог поднять весь народ и вдохнуть такую несокрушимую веру в правоту дела, следовательно, и в победу? Самый мирный подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословляет князя и воинство его на подвиг за правое дело, за народ, за Русь.

18 августа Дмитрий со многими князьями и воеводами едет в Обитель за последним благословением Преподобного перед страшным боем. Можно себе представить, сколь сурово и торжественно было это молебствие и напутствие! Князь спешит к своим храбрым сподвижникам, ибо гонцы один за другим приносили вести о передвижении врага, но Преподобный просит, чтобы он отслушал божественную Литургию и остался к трапезе: "Обед сей тебе, Государь, будет на пользу". И среди трапезы Преподобный исполнился пророческого духа и воскликнул: "Господь Бог тебе помощник. Еще не пришло время тебе самому носить венец сей победы с вечным сном, прочим же многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью". После трапезы, осенив крестом и святою водою князя и воевод, Преподобный Сергий, может быть, желая еще раз утвердить в мыслях всех присутствовавших правоту подвига их и что иного выхода не остается, обращается к князю со словами: "Подобает тебе, Господине, заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных". И затем вопрошает: "Все ли ты сделал, все ли меры использовал, чтобы предотвратить страшную битву?" И князь ответил, что он все сделал, но безуспешно.

"Если так,- сказал Сергий,- то врага ждет конечное погубление, а тебя помощь и слава от Господа".

Князь в глубоком душевном волнении внимал словам Преподобного и припал к ногам его для последнего благословения. Осенив его еще раз крестом, Преподобный тихо сказал ему: "Иде же, Господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов, ты победишь враги твоя!"

Окрыленный и обнадеженный словами Преподобного, Дмитрий спешит к воинству своему. Преподобный же, проводив князя, почти безвыходно пребывал со своею братией в церкви, посылая всю силу духа своего на помощь великому делу. Находясь в великом духовном подъеме, Преподобный в прозрении увидел необходимость еще раз укрепить мужество воинства и решил послать великому князю с собственноручной грамотой двух иноков, подвизавшихся в числе братии,- Александра Пересвета (бывшего боярина Брянского) и Андрея Ослябя (боярина Любецкого), мужество которых и искусство воинское было еще у всех в памяти; за необыкновенную силу они прослыли богатырями. Этих-то иноков Сергий и избрал помощниками князю, чтобы они своим мужеством, как всецело отдавшие себя Богу, послужили примером его воинству. И как бы прозревая их близкую кончину, Преподобный облек их в великую схиму. И, вручая им для передачи князю грамоту, оканчивавшуюся словами: "…чтобы ты, Господине, так и шел вперед, а поможет ти Бог и Святая Богородица", сказал: "…Мир вам, возлюбленные о Христе братие! Мужайтесь… приспело время вашея купли".

Тем временем Дмитрий с воинством подошел к Дону, и воеводы заколебались - переходить ли им Дон, ибо в случае отступления путь будет отрезан. Потому можно себе представить, какое впечатление произвела весть о прибытии таких необычных посланцев с грамотой Преподобного, пророческой и указующей идти вперед. Великий Заступник Земли Русской как бы сам посетил и благословил на победу воинство русское. Посещение это в столь важную и решительную минуту повлияло на исход всей битвы. Теперь и самые слабые сердца запылали храбростью и жаждою подвига. Дмитрий, приняв личное начальство над воинством, смело повел свои полки на Куликово поле.

Наступил грозный день битвы (8 сентября 1380 г.). Приводим прекрасное описание приготовления к этому бою у Бориса Зайцева.

"8 сентября 1380 года! Хмурый рассвет, Дон и Непрядва, Куликово поле и дух Слова о Полку Игореве! Русь вышла снова в степь мериться со зверем степи. Как все глубоко, напряженно и серьезно! Перед сражением молятся. Читают "ратям" грамоту Преподобного. Над ставкой стяг великокняжеский с золотым образом Спасителя. Осенние туманы, медленный рассвет, хладносеребряный. Роса, утренний холод. За Непрядвой не то стоны, не то грохот дальний. Люди умываются, подтягивают у коней подпруги, надевают чистые рубахи и в последний раз оружие свое отрагивают. Строятся. Идут на смерть…"

"К полудню показались и татары. Дмитрий выехал драться лично, "в первом суиме" - передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же, по преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и схватившись с Челибеем, поразив его, сам пал…"

"Началась общая битва, на громадном по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: "Многим плетутся венки мученические". Их было сплетено немало…"

Преподобный же в эти часы находился со всею братией в церкви, тело его было здесь, но духом он был там, где совершалась судьба России. Перед его духовными очами проходили все перипетии боя, он сообщал братии о ходе битвы, от времени до времени называя имена павших воинов и тут же читал заупокойные молитвы за них. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов и воздал со всею братией благодарение Богу.

Предсказание Преподобного Сергия исполнилось. По возвращении своем Дмитрий, уже во славе Донского героя, немедленно едет к Преподобному, чтобы вознести благодарение Господу и принять благословение Сергия. Трогательная была встреча. Вновь служили молебствие, но и панихиды - потери были огромные.

Но велико было значение победы. Она еще больше подняла дух народа и почитание Преподобного еще более возросло. Но не успела еще Русь окрепнуть от страшной Куликовской битвы, как уже нагрянул новый удар. Тохтамыш, разбив Мамая и завладев его ханством в Золотой Орде, пошел на Русь и, пользуясь изменою Рязанского князя Олега, двинулся секретными дорогами на Москву. Дмитрий вынужден был бежать на север, в Кострому и Переславль, собирать войско. Тем времен Кремль, оставшийся без князя, был предательски захвачен татарами. Тохтамыш, опустошив Москву и окрестности ее, разорил города Юрьев, Звенигород, Можайск, Боровск и др., но прослышав, что великий князь идет ему в тыл, не дойдя до Троицкой Обители, быстро удалился. Покров Сил Высших не допустил разгромления Святыни, прославленной подвигами Преподобного, и вражеские руки не коснулись священной Обители.

Страшны были татары, но еще страшнее и губительнее для Земли Русской были все еще продолжавшиеся раздоры между князьями. Как известно, некоторые из них в своем противодействии укреплению Московского вел. князя вступали даже в союз с врагами - татарами и литовцами. Преподобный Сергий, вместе со Святителем Алексием, и после него, всячески содействовал умиротворению таких раздоров и укреплению власти вел. князя Московского. Так, в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Конст., захватившего этот город у своего брата кн. Дмитрия, вернуть его и признать власть вел. кн. Московского. Так и в 1385 году вел. кн. обратился к Преподобному с просьбою уладить его отношения с грозным и неукротимым кн. Олегом Рязанским, давнишним врагом Москвы и союзником Мамая и Ольгерда. Вся жизнь этого вероломного князя прошла в интригах и походах; и не раз способствовал он и ханским нашествиям на Землю Русскую. Многих послов посылал Дмитрий к Олегу, но высокомерный князь никого не хотел слушать. Тогда вел. князь обратился к Преподобному. И вот Сергий, уже 70-летний старец, идет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князьями. Чудный Старец долго беседовал с суровым князем и своим огненным духом и словами сердца привел его в такое умиление, что уговорил заключить вечный союз с вел. князем Дмитрием.

Искреннюю любовь и уважение питал к Преподобному сам вел. князь Дмитрий и во всех трудных вопросах обращался к нему за советом, нередко и сам навещал его. Преподобный был восприемником детей его, и даже духовная князя скреплена подписью Преподобного. В этой духовной навсегда был установлен порядок престолонаследия от отца к сыну; таким порядком был положен еще один камень основания Великого Русского Государства. Преподобный Сергий присутствовал и при кончине вел. князя Дмитрия в 1389 году.

...

Доблестной защитой монастырской крепости не была исчерпана служба Троицкой Обители Земле Русской в тяжкие годы Смутного времени. Во время осады, когда и сама Москва была стеснена тушинцами и в ней начался сильный недостаток и дороговизна на съестные припасы, находившийся в Москве келарь Авраамий Палицын выпускал на рынок по дешевой цене из монастырских житниц сотни четвертей ржи и тем заставлял хлеботорговцев понижать цену на хлеб. А в тяжелый 1611 год, когда наступил самый критический момент во внутренней истории Московского Государства, когда захватившие Москву поляки и их русские приспешники стали жестоко угнетать Русь и угрожать всему национальному быту, когда, в отчаянии за будущую судьбу своей родины, люди терялись среди ужасающих событий и не знали, откуда ждать помощи, тогда из стен Троицкой Обители раздался набатный звон по всей Руси. Доблестный Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывом к русским людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское Государство.

Эти пламенные грамоты и те необычайные видения, всегда связанные с обликом Преподобного Сергия, начавшиеся проявляться повсеместно среди людей самого различного положения, вызвали в народе подъём религиозного чувства, величайшего напряжения, при котором чудо освобождения и очищения Московского Государства сделалось возможным. Так, один из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного. В сонном видении явился ему великий Чудотворец и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать Государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени, Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился ему и сказал:

"Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение Земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец". Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело.

Так рассказывается знаменательный момент русской истории.

После окончательного очищения Московского Государства от врагов раннею весною 1613 года новоизбранный царь Михаил Федорович, направляясь из Костромы в Москву, прибыл в Обитель Троицкую, где и остался неделю, укрепляясь молитвою у гроба Преподобного Сергия на подвиг великого царского служения.
..."

Из очерка Н. Яровской "Преподобный Сергий Радонежский"

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Вот

Подобный очерк я читал в Литературной газете, в конце 80 годов, но только там подавалась другая версия о Сергии. Так что автор не я и не надо вешать собак и верещать на ветках обвиняя меня во лжи, это не этично и непорядочно. Впрочем меня это не удивляет, а просто смешит. Как вы отпетый БЕЗБОЖНИК верите попам и их россказням о Русской истории??? О чудесах, видениях и прочих байках? Узнаю знакомую фразу: Для общего дела, все средства хороши, даже дружба с дьяволом.

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

Безбожник

"Н. Яровская" - это один из псевдонимов Елены Рерих.

А с "попами" я быстрее общий язык найду, потому что ни один из них не дойдет до такой дикости, чтобы с одной стороны выставлять себя святошей, а с другой - объявлять всех жертв и героев Великой отечественной войны недоумками, получившими эту войну себе на голову в качестве кармического наказания.

Вам как-то тут очень точно сказали: "Вы или крест снимите, или трусы наденьте".
Христиансто наизнанку - печальное и пошлое зрелище.

Отвечаю так грубо, потому что мне обидно за подлинных Героев. И Ваши скользкие, мутные о них суждения - это клевета и подлость.

Вот этот батя мне нравится:

"...
История произошла лет 10-12 назад, но периодически всплывает в памяти…. Кто живет в Косино, знает, что там была американская церковь адвентистов седьмого дня….. Есть ли она и ее обитатели сейчас - не знаю….

На остановке около 15 ГКБ стояло не очень много народа по тем временам. Среди прочих был представитель церкви адвентистов. Он медленно и методично приставал со своей агитацией к православному священнику, который стоял среди прочих ожидающих. Человек в костюме, в галстуке, гладко выбрит, - обращается к священнику - в черной рясе, с бородкой, в черном головном уборе, солдатских убитых ботинках, с саквояжем времен Чехова….. Тема для монолога проста и тривиальна - вы не за того голосуете, вот дева Мария, это первоисточник, а Иисус…. Монолог был обращен непосредственно к священнику, но так, чтобы слышали все, и по возможности приняли участие. Длился минут пять. Ответ священника был прост и лаконичен:

- Я не католик, не протестант, я православный - я и в морду дать могу…

Как говорил тов. Брежнев - “Чувство законной гордости и полной удовлетворенности” - испытали все присутствующие на остановке, кроме адвентиста…."

Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/
http://control.shumak.ru/

Изображение пользователя Оборотень.

Сергей

пол-года назад, читая ваши с симой баталии я набросал небольшой очерк о нем, но не стал выкладывать на форум, всё-таки боясь оказаться не правым по отношению к этому человеку. Но сам текст на винте сохранился, поэтому в оригинале его и выкладываю, время пришло.
текст от 02.06.2009г в оригинале:

Хоть топик и называется Сим, но он не для него. Это не для Сима, а про Сима и Симу лучше не читать. Итак, диалог с Симом подошел к концу и закончился, как я вижу, разочарованием. Хочу в этом топике составить психологический портрет этого человека. Зачем? Потому что слишком ярко он представился и на таких людях, на мой взгляд, внимание акцентировать нужно.
Изучение Писания уважение вызывает и это было сразу видно по реакции форумчан, но! Давайте по порядку.

«Пока мнение». Что это? Отдает снобизмом, высокомерием. А где же «Здравствуйте, мир вашему дому, очень рад с вами пообщаться, спасибо за книгу, узнал много нового …»?
«Книгу трудно назвать вашей» - если бы не было ссылок на другие источники, то это бы значило, что автор, начиная с дуэли Пушкина, был свидетелем всех событий описываемых в книге.
«приложениями и цитатами многих уважаемых ученных, исследователей, богословов и просто свидетелей» - прям таки все уважаемые? Лукавит богослов, что-то тут не чисто …

«Мне 63 года, бывший художник, Писание изучаю более 20 лет». В 43 года начал изучать Писание. Ахтунг! Сидел, сидел всю жизнь плевал в потолок и тут схватился за Писание. С чего бы это?
Намерение благое, спору нет, но мотив? Включился духовный поиск? Внутренний зов? Тогда бы в Симе был элемент эзотеричности или духовности, а он сухой как палка. Страх смерти? Ответы на вопросы? Скорей, из крайности в крайность: не нашел себя в этом мире, пошел искать в другом. Кризис личности. Причем пошел не в церковь, а решил сесть за чтение, познать все сам (амбиции), умом, а не душой.
Так вот ценен ли такой собеседник для исследователя? Конечно нет. Приятно общаться с одухотворенным человеком, со знающим человеком, вместе о чем-то подумать. Сим не относиться к этим категориям. Он просто изучает Писание, причем он не обязан быть христианином, Сергей. Он вообще может быть не-верующим., да мало ли кем …

Смотри в корень!

Сработал стереотип, что если человек изучает Писание, то он духовный и компетентный в данной теме. Но не обязательно. Лично я сразу это понял по его манере общения, даже глубоко не вникая в ваши диалоги. Сергей его задавил конкретикой, а Лукоморий информацией. Оказалось, что Сим не так уж и подкован в этой теме. Изучать Бога по одной лишь Библии в отрыве от всего остального, как-то глуповато. Ладно бы он еще хоть был практиком, имел бы огромный духовный опыт. Так нет. Это как наши психологи: учат жизни других людей, а свою личную жизнь наладить не могут. Кстати, в Индии больных врачей сжигали … В общем-то типичный случай …
За каждым словом, стоит человек, что-то там набивает на клавиатуре. И чтобы как Палмер не бросаться в розовых очках на каждого встречного-поперечного нужно уметь видеть того, а кто же там разговаривает и уже исходя из этого обрабатывать полученную информацию и принимать ли ее вообще… Как-то вот так вот ))

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

Несколько причин

И дать высказаться хотелось. И изучить такое интересное явление - диссидентство в теологической упаковке. И потренироваться лишний раз в дискуссии, как в шахматной партии.

Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/
http://control.shumak.ru/

Приведите

хоть один пример, где я выставляю себя святошей, а героев войны недоумками? Врете, притом нагло! Школу духов ЕПБ хорошо освоили.

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

Сим: "где я выставляю себя святошей, а героев войны недоумками"

"...Насчет щеки. Я не упрощаю. Речь тут идет о "стоянии человека в истине". Если тебя ударили по ПРАВОЙ щеке, поставь другую, ударили по ней, поставь третью. И так до конца, вплоть до смерти. Это и показал Христос на Голгофе..."
(http://vijuweb.info/node/719#comment-4326)

"...Для меня жизненный принцип был и остается: Вера, Надежда и Любовь. Вам это видимо не понятно, как не понятна Библия, ее образный, символический язык, который надо учиться понимать и истолковывать..."
(http://vijuweb.info/node/695#comment-4455)

"...А если татарское Иго - это русская карма?.."
(http://vijuweb.info/node/760#comment-4688)

"...Барбаросса началась на Руси до Христианства, из-за вражды и междоусобиц, которые продолжаются до сей поры. Вот тогда все и началось, вселенская карма России..."
(http://vijuweb.info/node/695#comment-4445)

"...Про русский народ. Вы забываете, что этот народ 20 лет до этого, в период революции и гражданской /братоубийственной/ войны уничтожал свою нацию. Жертвами стали миллионы. А потом кричал, повторяя слова Вышинского: расстрелять их как бешенных собак! Так что расстрелы, своего рода вселенская карма. Умел убивать, так прими достойно свою смерть. И уже не важно, кто тебя поставил к стенке, свои или чужие..."

- "...И уже не важно, кто тебя поставил к стенке, свои или чужие..."
(http://vijuweb.info/node/719#comment-4351)

"...Безусловно фашизм нам подброшен свыше, это не человеческое мифотворчество, что очень важно. Но как должен вести себя человек при создавшихся ситуациях? Апостол пишет: Наша борьба не против плоти и крови / человека /, а против сил злобы поднебесных. Оружием против себе подобных является меч духовный, то есть Слово, слово убеждения. Многие не согласятся с этим, это их частное дело, их выбор свободной воли..."

- "...фашизм нам подброшен свыше...", "...Оружием против себе подобных является ...слово убеждения. Многие не согласятся с этим, это ... их выбор свободной воли..."
(http://vijuweb.info/node/719#comment-4202)

"...Человек ли уничтожил "Третий рейх"? Я тут живу по Ленинградке в 30 км. от Москвы. На том самом месте, где в 1941 году "генерал Мороз" остановил и вывел у немцев всю технику, что для них оказалось полной катастрофой. И такие случаи далеко не единичны. Жертвы и потери конечно закономерны и о них много сказано..."
(http://vijuweb.info/node/752#comment-4497)

Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/
http://control.shumak.ru/

У же пошли беспочвенные обвинения

И видно насколько вы "читали" НБ, уж там то про видения и чудеса примеров предостаточно.